$dir_h=$_SERVER['DOCUMENT_ROOT'];?>
Монблан. 6-14 сентября
2014
|
День первый (6 сентября) Прибытие Самолет прилетает в Женеву без происшествий. Багаж не теряют. Таможня не придирается. Я на выходе. Теперь надо ехать в Шамони. В целом, на данный момент, трансфер в Шамони через Женеву самый оптимальный. · Во-первых, Швейцария теперь в Шенгене, так что французской визы будет достаточно , как и любой другой. Я летел с греческой визой. · Во-вторых, от Женевы до Шамони час езды на автобусе за 30 евро. Для трансфера я использовал компанию Alpibus, - и меня все в ней устроило |
|
Общий маршрут
|
В Шамони то же доехал без проблем. Французская «Газель» доставила прямо к отелю, в котором планировалось прожить первые пару дней.
С жильем в данном случае можно поступать двумя способами:
· Первый способ. Заказать апартаменты на всю команду на все время пребывания (1 неделя). Это удобно и выгодно, если вас 4-е и более человек. Так как там можно бросить цивильные вещи и цивильную подругу.
· Второй способ. Если вас мало и все идут на вершину. Заказать номер на первые пару дней и на последние пару дней. Тут надо обязательно советоваться с гидом.
Жить можно в разных местах – от апартаментов и простых малых семейных гостиниц, до альпинистских хостелов и кемпингов в палатке.
Короче первый день закончился
успешно. Я сижу на веранде отеля. Пью чай с видом на Монблан.
Едем в Шамони. Я на переднем сиденье |
Вид на Монблан с веранды гостиницы |
Вид на Бревент с 1500 метров. Впереди скалы с дюжиной скалолазов. |
Во второй день по плану было акклиматизационное восхождение на близлежащую гору Бревент высотой 2600. Учитывая, что Шамони лежит на 1100, набрать за день надо было 1500 метров, что вполне позволяет проверить готовность к Монблану в плане ног и сердечка.
Оделся легко – шорты и футболка с длинным рукавом, чтобы не сгорели руки. В рюкзак куртка на всякий случай и полтора литра воды. На лицо и шею бандана, чтоб не сгорела шея, лысина и уши. На ноги горные ботинки – важная часть проверки их совместимости с ногами. Заранее отмечу, что ботинки сидели идеально и ничего не натерли ни в этот день, ни в последующие.
Двинуть решили пораньше, так что уже в 8-30 мы, я и Денис, были у подножья канатки на Бревент откуда и начинается пешеходная тропа наверх.
Раскрыли палки и пошли. Сама дорога петляет сначала по лесу, выходит далее на склон под трассой канатки и напрямую выводит на Planpraz – промежуточная станция канатки на 2000 метров и место старта парапланеристов.
Примерно на полпути я понял, что отсутствие перчаток ведет к натиранию мозолей от палок. Палки я спрятал и далее полз уже без них. Что было конечно обидно, так как с палками идти приятнее. Не забывайте перчатки.
Подъем на бревент достаточно крут, но технически не сложен. Указатели, а они там стоят везде и по всем официальным тропам, дают вам четыре часа на восхождение и два с половиной на спуск. В это время мы и вполне уложились.
Забравшись на вершину, Денис решил свалить вниз на канатке, а я вернутся в Шамони пешком, но по другой тропе.
В итоге в пять вечера усталый я прибыл в отель, где и встретился с Андреем Филипенко, нашим гидом. На следующий день нас ждала акклиматизационная ночевка на леднике под Aiguille du Midi.
День третий (8 сентября) Aiguille du MidiТретий день начинается неспешно. Нам надо то дойти до канатки. Подняться до 3842 на Aiguille du Midi. Перейти по гребню и далее на крупную снежную равнину. Поставить там палатку и благополучно переночевать, чтобы наутро свалить вниз и пойти уже на Монблан. Главная задача в первую очередь проверить свалит ли тебя горная болезнь. Вторая задача – научится ходить в кошках, падать на склон и как-то за него цепляться. Подъем из Шамони до Aiguille du Midi занимает два этапа и полчаса времени. Но сначала мне надо зайти в прокат и взять спец оборудование – кошки, каску, ледоруб. Пункт проката есть в магазинчике как раз за станцией канатки. Все про все занимает 15 минут и 50 евро за три дня. Итак, я вооружен. То да се, пока коллеги кушали и прощались с родными и близкими, мы сели в вагончик около двух часов дня и поехали. Что стоило нам 50 евро в оба конца. Подъем вещь сама по себе интересная. На опорах вагончик так раскачивает, что всем весело и все охают и даже визжат. Наш вагончик полон китайских туристов. Высота чувствуется сразу. Уши закладывает. В окно виден надвигающийся снежный склон, по которому на паре ледорубов идет группа прямо на Aiguille du Midi, так сказать своим ходом. Мы прибыли. Высота 3842. Чувствую легкий приступ тошноты и шум в голове. Пугаюсь, что сейчас свалюсь в обморок. Усилено дышу, и ощущение проходит. Выхожу последним и краем глаза замечаю, что на площадке откачивают китайского туриста в бессознательном состоянии. Кому-то не повезло. Идем дальше вперед по галерее на спец площадку для альпинистов, откуда уже выход на гребень и «дикую» природу. На площадке кучи фоткающихся туристов, одевающихся альпинистов и наконец-таки нет знаков, запрещающих носить кошки. Одеваемся – обвязка, кошки, каска, петля связки в карабин и вперед на выход. В этот момент на площадку прямо из-за забора начинает вылезать та парочка, которую все видели на стене из вагончика. Круто. Ох ты ж мать! впереди узкий гребень с натоптанной тропинкой и обрывами слева (дна не видно) и справа (дно видно). Такое ощущение, что ты идешь по шпале, которая лежит над пропастью. Все устойчиво, но страшненько. Хорошо – ветра нет совсем. Топ-топ топает малыш, вниз по гребню 100 метров и гребень превращается уже в пологий выезд на плато, где надо будет поставить палатку. В этот день мы пришли первые. Места для палаток были уже ранее кем-то расчищены в количестве штук 8 не менее. Далее к вечеру тут будет еще 4-е палатки. По плато постоянно шныряют группы туда и обратно, в Италию и из Италии. Мы падаем и просто дремлем пару часов. После чего становится скучно, и мы решаем наведаться в близлежащий приют. В приюте весело, шумно и можно
заказать горячего супа и горячего вина с вишневым вареньем. Выпили, поели,
валим назад в палатку, и ложимся спать. Состояние отличное у всех. На сегодня
все. |
|
|
Подъем на Du Midi . Виден тот самый гребень в самой верхней части подъема. |
Приют на Du Midi где мы пили вино с вишневым вареньем. |
Наконец на восхождение! Все живы и здоровы, вперед.
Собираем палатку. Собираем рюкзаки. Вперед на канатку. Погода отличная. Снег держит хорошо. Идем быстро.
На полпути остановились, и полчаса тренировались зарубаться на склоне. Опыт данной деятельности у меня уже был. Хотя склон был рыхлый, и зарубиться в него можно было и пальцем.
Канатка, Шамони, ничего интересного. Когда переодевался на площадке, попозировал под хихиканье девушек на заднем плане для их колоритных фото. Надеюсь, удался на славу.
Шамони. Наш путь лежит в на ж\д вокзал Сен-Жерве, откуда вот уже 100 лет ходит трамвайчик вверх по ущелью к леднику Bionnassay. Трамвайчик особенный. С зубчатой гребенкой-рельсом для подъема по крутому склону. Мы едем до Nid d’Aigle (2364м), откуда уже пойдем пешком по каменистой тропе до приюта Tete Rousse, где планируем заночевать в палатке.
Тут надо отметить, что трансфер за пять евро на электричке из Шамони до Сен-Жерве мы профукали и попали на 2-х часовой перерыв, который нам грозил не успеванием на трамвайчик с соответствующими последствиями сдвига всего маршрута. Поэтому поехали на такси за 70 евро. Хотя по неизвестным для меня причинам таксист на сотню дал сдачи 40 евро, что получается 60 евро, а не 70. Уточнять я не стал, а схватил рюкзак и бросился как раз на последний трамвайчик вверх (35 евро туда-обратно).
В трамвайчике было пустынно, все же он последний. Красивые виды проплывали туда-сюда. Народ высовывался из окна. Альпийские луга, коровки-быки с колокольчиками размером с 2-х литровый котелок, пешеходные туристы, пенсионеры…
Не успели мы подняться к конечной станции – пошел дождь. И он будет идти до конца дня. Весь наш подъем до Tete Rousse, все 800 метров вверх, шел дождь. Хорошо, что у меня была накидка для рюкзака, она и спасла от промокания рюкзак. Не забывайте накидку. В единственном месте, где дождь мог пойти – он пошел.
Подъем по каменистой тропе под дождем не нес ничего интересного. Видимость метров 100. Тропа довольно крепкая. Грязи, по сути, нет. Просто очень неприятно.
В таком темпе мы и поднялись за 4-5 часов к приюту, и естественно решили ночевать по возможности в нем, а не в палатке.
Когда вышли на видимость к приюту, наблюдал, как спасательный вертолет увозил кого-то в носилках, прикрепленных к лыже. Или в кулуаре кого камнем прибило, или просто горнячка свалила… «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», и это правда. Средняя смертность как я нашел на просторах интернета до 10 человек за сезон.
Ночевка обошлась в 70 евро на брата за место на нарах и достаточно сытный, хотя и простой, ужин-завтрак. Места были, хотя и дядька спросил, чего мы не бронировали.
Воды кстати в приюте не было. Даже в туалете. Вот так. Бутылка полтора литра стоила 5,20 евро.
Все. Спать на нары до утра. Ночью
постоянно кто-то ходил. Часть народа уходили на восхождение прямо отсюда в час
ночи, кто-то в 5 утра. А мы могли дрыхнуть, так как собирались штурмовать
вершину только послезавтра сразу от 4200.
Высокогорный трамвайчик из Сен-Жерве до Nid d ' Aigle 2364м |
Подъем от Nid d ' Aigle 2364м до Tete Rousse 3167м. Дождь |
Последние метры подъема. Дорога ведет к приюту. |
В этот день мы должны были дойти и стать на ночлег в аварийной хижине чуть выше Dume du Gouter.
Первый этап содержал сложности. Во-первых, надо было перебежать «кулуар» смерти, во-вторых – взобраться на достаточно крутой скальный гребень высотой порядка 700 метров.
С кулуаром разобрались достаточно просто – было утро, камней не было. Быстро прошли. На обратном пути страху будет больше.
Теперь на гребень. Путь простой – карабкайся себе и карабкайся. Тропа заметна. Там где скалы – отчетливо нарисованы красной краской метки правильного маршрута. Технических трудностей не испытал, физических – тоже. В самых опасных местах, уже в самом верху, протянуты стальные тросы, за них можно цеплять карабин, за них можно держаться. Я делал и то и другое.
Карабкаемся, значит, карабкаемся… Движение оживленное. За нами идут. Сверху спускаются уже с Монблана. Очень, очень оживленно.
На полпути понимаем, что вчерашний дождь сделал нам сюрприз, дальше скалы засыпаны снегом и частично обледенели. Андрей командует надеть кошки. Дальше идем в кошках. И вот тут я понимаю, что мои тонкие перчатки порвались, а голыми руками за обледенелые скалы не похвастаешься. Спасаюсь тем, что одеваю внешний слой рукавицы на порванные перчатки. ОК.
Наконец гребень пройден. Далее путь простой. Обширная равнина с равномерным подъёмом, пара закрытых трещин, и пологий в 30 градусов купол Dume du Gouter.
Именно тут понимаешь, насколько популярен Монблан. Народу толпы! Тропа набита. Следов, как будто тут пробежало тысяча человек.
Технических трудностей нет. Все идет по плану и расписанию. Вперед.
Где-то на 4000 метрах на середине подъема к Dume du Gouter я понимаю, что воздуху больше нет. Состояние отличное. Мышцы работают, а надышаться не могу. Вот такое ощущение – дышишь полной грудью, а толку нет. Резко сбавляю ход. Коллеги прут дальше, я потихоньку от них отстаю, но вперед продвигаюсь.
В таком темпе часам к 5 вечера прибываю на конечную точку. Небольшую металлическую коробку – аварийный приют на высоте 4362м. Тут мы ночуем.
Сил уже нет. Коллеги делаю ужин, а я достаю пенку, спальник и падаю отдыхать. Надышаться все еще не могу. Лежишь неподвижно – а дышишь как после стометровки.
Уже под ночь прибывают поляки.
Шумные гады. Но к 10 часам тоже успокаиваются, и я засыпаю. В 4-е подъем и на
вершину.
Кулуар «смерти». Виден металлический страховочный трос |
Маршрут от Tete Rousse (3167) до Aug du Gouter(3817) |
Вид вниз на скальный гребень с приюта Aug du Gouter на Tete Rouse . Народу много. И те самые заснеженные скалы |
Гребень - из-за дождя все покрылось снегом и льдом. Идем в кошках |
Подъем на Dome du Gouter. Высота около 4000. Кислорода уже не хватает |
Dome du Gouter. Перед вершиной – маршрут и те самые гребни где нас чуть не сдуло. |
Ночь прошла беспокойно. Толком не заснул. Ворочался, крутился, но в четыре утра встал на удивление к восхождению. Ощущение отсутствия воздуха прошло, вернее как бы погасло.
Погода не радовала. За ночь поднялся ветер. Сильный ветер. Восхождение идет дальше по снежному гребню, и ветер там главный враг. Сдувает. Решили идти и на месте уже решать пройдем или вернемся.
Иду первым в связке. Снежная крупа, сдуваемая ветром со склонов, бьёт в лицо. Прямо смотреть невозможно. Фонарик пробивает метров на 10-15. Однако тропа набита, и идти можно фактически наощупь.
На три шага. Ледоруб в склон, два шага, повторить.
Когда выходим на сам гребень, мне кажется, что я сейчас улечу. Потеряв равновесие, резко сажусь на снег и втыкаю ледоруб. Не улетел и то хорошо. Через некоторое время приноравливаюсь и иду уже увереннее.
Пройдя гребни, выходим собственно на сам купол. Здесь ветер стихает. Мы немного закрыты куполом.
Вершину я почти что пропустил. Иду… Иду… И тут Андрей говорит – «Хватит. Вот и вершина. Мы выше всех в Европе». Все. Фоткаемся. На заднем плане выходит пара французов. Делают луки, веселятся. Десять минут и вниз. Ветер усиливается. В тот день на Монблан поднялось всего пять групп. Остальные свернули.
Пять минут отдых. Фотографируемся и идем обратно. Французы убегают вперед. Мы спускаемся по гребню вниз.
Спускаться оказалось труднее. То ли ветер усилился. То ли просто вниз без опоры на ледоруб идти сложнее в целом… Короче на первом гребне чуть не сдуло. Ветер качнул, и, почувствовав, что теряю равновесие, сел в снег. При этом неудачно повернул голову, и мне снегом забило очки.
Короче, сижу ничего не вижу, протираю очки, сзади кричат напарники. Но ветер такой, что ничего кроме факта криков не слышно. Встал, огляделся, пошел дальше. Приключений дальше не было.
Дошли до аварийного домика, в котором ночевали (Dome du Gotur 4200). В домике мерзли поляки. Сегодня они, судя по всему, решили не идти. Быстро собрали вещи и вперед по плато вниз к цивилизации. Сегодня нам надо было спуститься к 16-45 к последнему вагончику вниз.
На снежном плато ветра уже не было. Вниз добежали быстро и легко. Впереди был самый сложный участок – скальный гребень и кулуар «смерти», теперь уже днем, когда камни летят весело и обильно.
Гребень прошли без приключений. Андрей был вверху. Страховал на сложных участках. Сначала полезли в кошках, но практически сразу их сняли. Судя по всему, на подъеме нам просто повезло с дождем. Сегодня скалы были чистые и бесснежные. Маршрут вниз идет ровно по гребню. Никуда сворачивать не надо. Хотя я и пытался. Особая отметина – камни на маршруте немного сизые, от того что по ним постоянно лазают в кошках и метал оставляет заметный налет. Также много точек цветовых, но они все видны снизу, так что иногда новичку просто не понятно куда идти.
От приюта Tete Rousse вертолет опять кого-то забирает. Может кого-то камнем в кулуаре стукнуло?
В самом низу гребня внимательно смотрим на кулуар. Камни летят. Правда они мелкие и не постоянно. Ну и то хорошо. Выстёгиваемся в металлический трос и ждем чистого промежутка. А дальше как в армии – давай-давай бегом. Пробежали чисто. Ничто не упало. Хорошо. Впереди уже простой спуск часа на два.
Успели на последний трамвайчик.
Загрузились и вниз. Все. This
is the end.
Ночевка в домике перед вершиной (4200 м) |
Вершина (4807 м). Сзади 2-а француза |
Только что с вершины. Видно как дует ветер на гребнях и тени домиков, где мы ночевали |
После вершины. А народу-то – НАРОДУ! |
--- HAPPY END
---
Принял я решение окончательное к походу где-то за пару месяцев от планируемой даты восхождения. И сразу решил, что, несмотря на средне условную хорошую физформу для офисного работника, решил, что надо бы заняться дополнительной подготовкой.
Под средне условной формой я имею в виду отсутствие избыточного веса, возможность присесть раз десять с собственным весом и регулярную пробежку в 10 км за 1 час.
Общая идея была сдвинуть акцент на силовую и кардио выносливость с акцентом на ноги. Короче новая схема которую я ввел на следующие6 два месяца выглядела так:
· два раза в неделю бег на беговой дорожке 1 час с уклоном 2 градуса и периодическим уклоном 10-12 градусов через каждые 4 минуты продолжительностью на 1 минуту
· раз в неделю приседания с малым весом (половина моего веса) в режиме 8 подходов по 8 повторений с перерывом между подходами не более 1 минуты. Плюс после этого обычный велотренажер с интервальной нагрузкой на 30-40 минут
· один-два раза в неделю подтягивание и отжимание в режиме 8 подходов по 8 повторений + Быстрая (6 км\ч) ходьба на дорожке с уклоном 12-15 градусов на 30-40 минут.
В среднем, конечно, получалось не более 4-х дней в неделю, но в целом режим выдержал, и даже сбросил пару кг и сдвинул ремень на одну дырочку.
В целом я доволен получившимся результатом, так при восхождении не испытывал значительного дискомфорта связанного с физической усталостью. За исключением симптомов кислородного голодания выше 4000 метров, как уже и описывал.
Надо сказать, что на маршруте есть особо не хотелось. Это возможно личное, но коллеги то же не ели от пуза. Самое оптимальное, на мой взгляд, это было бы взять:
· 6 специальных белковых батончиков для спортсменов-качков (один утром, один вечером);
· 6 специальных энергетических батончиков (углеводных) для подкрепления по ходу движения;
· быстрорастворимые супы в виде завариваемых пюре и каш;
· сухофрукты – ИМХО, наилучшее – это вяленые бананы;
· говорят еще сало неплохо. Но мы его забыли внизу, и поэтому не могу комментировать.
И в принципе все. Все конечно индивидуально – но всю еду вы тащите на себе. Если идете через приюты – это все не актуально. В приютах кормят просто и на убой.
Список снаряжения лежал на сайте, но он не сильно информативный и при подготовке я ИМХО совершил несколько ошибок. Для чего и пишу этот раздел. В помощь будущим любителям-восходителям. Опытные альпинеры явно имеют свое мнение, и если захотят, могут сделать свои комментарии. А это, так сказать, свежий взгляд новичка со стороны.
Тут я отмечу, что у меня был определенный опыт высокогорных походов и восхождений по Кавказу, вплоть до седловины Эльбруса. Но было это в 90-93 годах, и оборудование тогда было совсем другое.
Итак – про Спорядження… Его можно разделить на специальное и одежду для восхождения:
· Специальное – это ботинки, обвязка, страховочные усы, карабины, палки, ледоруб, каска, кошки.
· Одежда для восхождения – это термобелье, средний слой - утепление, верхний слой – ветрозащита
Отличная прокатная контора есть сразу сзади нижней станции подъемника на Aiguille du Midi.
Ботинки нужны специальные горные. Говорят, что лучшие ботики делает SCARPA. Покупать их, на мой взгляд, для разового восхождения не имеет смысла. В Шамони есть много мест проката оборудования. Чуть более чем половина народа шла в прокатных ботинках как я заметил.
Обвязка у меня была своя. Скалолазная. Стоит она не дорого, но в прокат также берется запросто, так что покупать или не покупать… Я бы взял на месте.
В прокате не видел. Стоят недорого. У меня уже были. Советую купить на месте. Но тут есть небольшие тонкости.
Мест, где нужны карабины и усы, совсем не много. Один карабин у меня был на обвязке – для крепления веревки в связке. Два других понадобятся исключительно на паре участков метров в 100 – при подъеме по скальному гребню от Tete Rousse для зацепа в стационарные стальные тросы вдоль линии подъема. И вот для этого дела лучше иметь усы длиннее и карабин без закрутки. Мои 80 см часто создавали неудобство, а закрутка мешалась.
Палок в прокате не видел. Думаю, что лучше купить дома. Советую купить палки не с закруткой, а с эксцентриковыми зажимами.
Все есть в прокате, где и рекомендую брать. Тип кошек (а их два как минимум) зависит от ваших ботинок. Так что при прокате сразу проверяйте, что вам дали то, что нужно, и проконсультируйтесь с гидом. Если будете брать типовые SCARPA ботинки в прокате – то кошки сразу наденьте тоже, для проверки.
Ледоруб я бы рекомендовал брать большой (их там, в прокате выбор из двух – 60 см и 90 см приблизительно). Я взял маленький, и непосредственно при штурме на гребне мне с ним было неудобно. Там не такой крутой уклон и, ИМХО, длинный ледоруб был бы более удобен для упора в склон.
Тут все зависит, как вы идете и планируете ли спать на леднике. Если вы планируете ночевать только в приютах, то достаточно купить вкладыш для спальника или легкий спальник на +15 комфорт.
Так как мы планировали минимум 3-и ночевки на ледниках я купил следующего монстра – Аlexika Mountain Compact. И он показал с наилучшей стороны. Я спал только в термобелье и одной флиске и ни разу не подмерз, но… Его размер и вес в пару кило – может напрягать. Так что если есть деньги и планы ночевать не в приюте – лучше взять пуховой.
Либо ночевать в приютах – что вполне сопоставимо со стоимостью пухового спальника и надувного коврика -)
Коврик нужен, если ночуете не в приютах. Брать надо однозначно надувной. Простой пенополиуретановый занимает неприлично много места в рюкзаке и выдает ваши намерения ночевать не в приюте с головой, что часто не нужно.
Я ездил с обычным, который был внутри рюкзака, но сейчас бы взял, что-то типа - Аlexika Expert.
Термобелье в данном случае в первую очередь должно отводить пот и влагу с кожи. А не «греть».
Так как просушить толком на восхождении его не удастся, то я взял чисто синтетическую одежду – одежда для бега от SАLOMON – брюки и футболку.
Показала себя данная одежда просто отлично. Учитывая, что я ее не сменял ее 4-е дня, начиная с выхода на акклиматизацию и потом до самого возвращения с вершины.
Этот слой нужен чтобы – 1) Утеплится ко сну, если спальник холодный, 2) Утеплится к вечеру, если ночуете на леднике, 3) Утеплится при штурме вершины, так как ночью, когда на нее идут, температура воздуха может быть -5-10 градусов и ветер также тепла не добавляет.
Тут я лажанулся – взял флисовые штаны BASK и толстую флисовую футболку BASK. В принципе все нормально – но весят они больше чем пух или синтетика, да и места занимают однозначно больше.
Тут надо покупать поддевочные штаны и куртку из пуха (если денег не жалко) или синтетики (если денег жалко). Так как это не зимнее восхождение, то я бы сейчас выбрал что-то типа следующего: брюки; куртка.
В первую очередь нужен для ветро- и дожде защиты.
Для верхнего слоя самое оптимально для меня было следующее:
· Куртка плотная против «штормового» ветра;
· Штаны – альпинистские штаны на подтяжках.
Тут у меня все было идеально и то, что надо. Основная форма одежды было – термобелье + штаны + флиска. Куртка одевалась с утра или в дождь или когда был ветер. По фото это легко понять.
Куртка нужна без теплой поддевки или подкладки, плотная ткань (10000мм). Простая тонкая куртка ветром продувается и у вас начинает намокать пуховик если ветер со снегом.
Штаны, ИМХО, желательны на подтяжках, из тянущейся ткани и обязательно с вентиляционными полосами на молнии. У штанов должны быть внутренние бахилы внизу с крючочком для зацепа за шнурки ботинок. И неплохо бы чтобы эти бахилы были съемными.
В целом, штаны и куртка Simond меня полностью устроили.
Кстати – так как марка SIMOND является, как я понял, локальной французской, меня в приюте постоянно принимали за француза. Ну … или просто так совпало.
С носками я разобрался следующим образом, так как на маршруте сушить их негде, то взял 3-и пары – 2-е для дневных переходов + одни совсем теплые для собственно восхождения.
Носки я брал следующей фирмы – Lorpen. Зарекомендовали себя отлично.
С перчатками я ошибся. Взял флисовые, но потом быстро понял – для дня они сильно теплые, для восхождения – сильно холодные. В результате на месте прикупил специальные рукавицы для альпинизма с вынимающимися теплыми варежками и внешними из кордуры. В них я и ходил на вершину, а потом, вынув теплые, лазил по скалам только во внешней перчатке.
Сейчас бы я с рукавицами поступил бы так:
· легкие рукавицы для дня и лазания по скалам – тонкие нейлоновые с усилениями на пальцах, чтоб не порвать о скалы.
· теплые для восхождения.
Шапка нужна обязательно. Ибо ветер дует, голова горячая. Уши в момент у меня без шапки надуло.
У меня было – простая флисовая шапка типа горшок + 2-е «банданы» в виде трубы. Шапка одевалась в ночь и спать. Банданы одевались – одна на шею и натягивалась до ушей, вторая одевалась днем под каску. Оптимальный набор получился.
Термобелье |
Средний слой |
||
Внешняя куртка и флиска | Внешние штаны |
||
Носки |
Перчатки |
||
Карабин без муфты |