1. Подошва.
Жесткая, особенно на скручивание, с глубоким рисунком протектора.
Общепринятый стандарт - подошва Vibram и ее модификации.
2. Торсионный элемент.
Обеспечивает вышеупомянутую жесткость. Обычно - стальная пластина,
реже - кевлар/углепластик армированный волокном.
3. Виброгасящий слой из
более эластичного материала. Дает мягкость хода, снижает ударные
нагрузки на суставы и позвоночник. В большинстве конструкций в
комбинации с внутренней профилированной стелькой, защитным рантом и
подошвой выполняет важную функцию - поддержку свода стопы.
4. Защитный рант по периметру ботинка.
Предохраняет от влаги и механических повреждений, существенно
повышает износоустойчивость и срок службы ботинка. Используется для
крепления кошек.
5. Внешний
слой высококачественная кожа: Nubok с фабричной
водоотталкивающей пропиткой.
6. Утеплитель и 7. Внутренний слой. Часто
выполнены "заодно" (материал Cambretle). В качестве утеплителя в
основном используются синтетические материалы, в том числе
Thinsulate. Внутренний слой в
наиболее серьезных моделях либо тканевый с мембранной технологией
(
Gore-Tex, Sympa-tex и пр.),
либо кожаный. Последний писк - внутренний слой с антибактериальными
свойствами.
8. Язычок. В
серьезных моделях выполнен "заодно" со всем ботинком и имеет жесткие
и мягкие участки. Такая конструкция хорошо защищает от воды и пыли и
лучше фиксирует подъем стопы и голеностоп. Последние два фактора
особенно важны при ходьбе на тяжелом рельефе и на спусках.
9. Металлические
кошки/крючки. Обязательно одна пара крючки-замки -
фиксирующие шнурок.
10. Шнурки. Система асимметричной шнуровки.
Используется в мягких моделях. Т.е. при ходьбе ботинок сгибается
так же как стопа человека. Это улучшает кровоснабжение пальцев и
уменьшает вероятность потертостей.
11. Верх ботинка. Очень важная часть.
Поддерживает голеностоп, предупреждая вывихи и повреждения связок
при длительной ходьбе на сложном рельефе местности под рюкзаком.
Вместе с тем дает ноге гнуться в голеностопе. Внутренняя, мягкая
часть адаптирована к анатомии ноги и плотно фиксирует ее, не
позволяя болтаться и елозить в ботинке. Следовательно, снижает
вероятность мозолей и потертостей. В отличие от легких трекинговых
моделей или моделей кроссовочного типа, серьезные ботинки обычно
требуют тщательного выбора именно по вашей ноге и некоторого периода
адаптации. Обычно и служат они гораздо дольше, и перекрывают
значительно больший диапазон температур и областей применения.
12. Верхний мягкий
рант/валик. Призван служить буферной зоной между жесткой
оболочкой ботинка и вашей драгоценной ногой.
13. Стелька. Заслуживает отдельных теплых
слов. Существуют фирмы, специализирующиеся исключительно на выпуске
стелек и достигшие немалых высот. Хорошая анатомическая стелька
может сберечь вам немало сил ( и кожу стоп), а также внести
существенный вклад в отведение влаги. Из технологических перлов
можно отметить жесткий нейлоновый ворс, удерживающий стельку и стопу
над конденсатом влаги, и даже использование прослоек из
активированного угля (!).
Вентиляция очень важная если не главная характеристика трекинговой
обуви. Во время активной ходьбы в течении 8 часов нога выделяет до
250ml пота в виде влажного пара. Если его не выводить, то ваши ботинки
и носки быстро отсыреют и перестанут согревать ногу, к тому же, сырые
ботинки это быстрый путь к мозолям и потертостям.
Отвод влаги из ботинка реализуют двумя
способами:
► 1.
Вентиляция за счет
выдавливания воздуха через голенище и специальные каналы.
Это происходит за счет естественной подвижности ноги, а так же
используя специальные "гоняющие" воздух стельки. Если есть
возможность снимайте обувь на привале или хотя бы расшнуруйте
ботинки и дайте ноге проветриться. (Зимой этого делать не
следует)
► 2.
Вентиляция за счет использования
специальных мембранных тканей типа
Gore-Tex, Sympa-tex и пр. Стоит
оговориться, что мембраны, ставшие весьма модными в последнее время
(только что рюкзаки еще не делают с мембраной), не столько улучшают
ботинок, сколько удорожают его. Но, во-первых, они хорошо работают
только в очень тщательно продуманных конструкциях ботинок,
"выкачивающих" влагу (см. фото). Во-вторых, именно в обуви при
интенсивном использовании мембраны служат не долго (от силы пару
хороших сезонов).
Термоноски. (подробно читай
"Термобелье")
Для
удаления влаги с поверхности кожи ваших ног применяют т.н.
термоноски. Название "термо" здесь совершенно неуместно т.к.
основная задача этих носков не удерживать тепло, а вывести влагу на
поверхность носка. Благодаря специально скрученным волокнам, площадь
поверхности (испарения) носка в 8-10 раз больше площади вашей ноги.
Это позволяет быстрее испарять влагу в пространство между вашей
ногой и ботинком для дальнейшего вывода ее наружу. Если же в ботинке
плохая вентиляция или отсутствует вовсе, то от ваших термоносков
проку не больше чем от обычных.
► Что посоветовать, какую фирму выбрать?
Советы, как известно, дело не благодарное. Лично мне, нравится обувь фирмы SCARPA. Так уж сложилось, что мои первые серьезные ботинки были SCARPA
модель "Cerro Torre", купил я их в 2002 году, и носил до 2006 сейчас они в прокате для клиентов, но держатся прекрасно. Потом, по случаю, я купил "Sammit" тоже SCARPA.
И первой и второй парой очень доволен, поэтому обычно советую всем SCARPA или SALOMON, но правда SALOMON все больше стал китайского производства и качество снизилось,
а SCARPA осталась итальянской.
Поскольку я неплохо знаю модельный ряд SCARPA, расскажу об этой обуви.
Ботинки этой итальянской фирмы хорошо зарекомендовали себя при длительной ходьбе по снегу,
мои "Cerro Torre" как правило оставались сухими, собственно поэтому я и привязался к обуви этой фирмы.
SCARPA сейчас широко представлена во многих аутдор-магазинах Украины и России. Для альпинистских восхождений
и походов, где вам предстоит встретить ледники и снег, подойдут ботинки Manta или Sammit.
Для высотного альпинизма на высотах 6000 – 7000 метров,
и на зимний Эльбрус, есть модель пластиковых ботинок VEGA. Это недорогие пластиковые ботинки, пожалуй самые распространенные в мире. Подробнее с обувью
SCARPA можно познакомиться на их сайте SCARPA – www.scarpa.net и ее украинского дистрибутора, фирмы «Руна» -
www.runa-ua.com. До встречи на Тропе!
Текст, обработка графики Андрея Филиппенко
Использованы статьи журнала "Вертикальный мир"
$idp=6;
include($dir_h."/lib/w_comment.php");
?>