Приорельская лесостепь

Вид на Дикое поле  

   Однодневная пешая прогулка.

   Протяженность активной части – 15,5 км, из них:

  • твердое покрытие (асфальт и улицы села) – 2,7 км;

  • лесные и полевые грунтовки и пешеходные тропы – 12,8 км;


   Суммарный набор/сброс высоты – 61/76 м.

Дорога в степи
Пляж на Орели
Отдых на Орели

   План путешествия:

  1. Собираемся на автовокзале в 8:10. Наша маршрутка отправляется в 8:25 и везет нас около 2 часов.*
  2. После прибытия к старту активной части маршрута, пройдя около 1 км,  выходим на гребень реданного вала Украинской укрепленной линии. В этом месте земляной вал, ров, многочисленные реданы некогда грандиозного (реданный вал протяженностью 285 км от Дніпроа до Северского Донца с 17 крепостями и 40 редутами был построен в 1733-1735 годах и оградил Малороссию и Слобожанщину от регулярных опустошительных набегов Ногайской Орды) фортификационного сооружения сохранились весьма неплохо. На гребне вала, в тени старой груши – удлиненный привал (15-20 мин.), с видом на «дикое поле».
  3. Спустившись с гребня вала следуем грунтовой дорогой около 4 км через степь и лес до реки Орель. По пешеходному мостику перебираемся на другой берег реки.
  4. Далее наш путь (6 км) то удаляясь, то приближаясь к самому берегу, пролегает вдоль реки. Степные участки чередуются с негустыми рощами, много уютных полянок для отдыха и купания.
  5. Пройдя указанные 6 км выходим на просторную уютную поляну с хорошим песчаным пляжем на излучине. Здесь устроим большой обеденный привал с костром и горячим чаем. Отдыхаем 1,5-2 часа.
  6. Отдохнув и перекусив, точно так же – по тропе идем оставшиеся 4-5 км до маршрутки, которая увозит нас в Дніпро. Подходящие нам рейсы – 16:35, 17:10, 17:30. Время в пути около 1,5 часов.

   *Летом, избегая жары, лучше выехать РАНЬШЕ (рейс в 6:00, собираемся на автовокзале в 5:45) и увеличить обеденный привал с пляжем до 3-4 часов.

Пляж на Орели
Уютная поляна на Орели
Отдых на Орели

   В стоимость входит:

  • организационные расходы;
  • работа инструктора-проводника на маршруте;
  • групповое Спорядження;
  • краеведческое сопровождение;
  • свежезаваренный чай во время обеденного привала.


   В стоимость НЕ входит:

  • проезд к началу активной части маршрута и обратно (всего около 90 грн.);
  • питание на маршруте (каждый участник сам себе берет из дому перекус);
  • личное Спорядження.

   Полезно:


   "...Со второй половины XVI столетия с перекочевкой в северное Причерноморье и вхождение в состав Крымского Ханства Ногайской орды разбойные нападения на южные земли России усилились и достигли масштабов стихийного бедствия. Борьба с татарами усложнялась, так как главным фактором тактики разбойных нападений были внезапность и быстрота, которые обеспечивались высокой подвижностью конных татарских отрядов. Для обеспечения этой подвижности каждый татарин имел от 3 до 5 коней, которые менял на полном скаку, экипировка и вооружение были легкими: лук с колчаном на 18-20 стрел, нож, легкая одежда, несколько ремней и веревок, кожаное ведро для воды. В кожаном мешке немного толокна (ячменной и просяной крупы), небольшой запас поджаренного теста (типа сухарей), на каждую десятку воинов брался котел для варки конины.


   Первым главным этапом нападения было быстрое, незаметное углубление в территорию минуя сторожевые укрепления и избегая боевых столкновений. С этой целью войско делилось на три части: на головную, называемую "кошем" и фланговые "крылья". Войско мчалось на прорыв день и ночь, останавливаясь не более чем на час для кормления и водопоя коней. Пройдя до 300 км от границы, войско разворачивалось и отступало назад. Кош отступал в том же порядке, а фланговые части отдалялись и рассыпались на мелкие отряды - чамбулы. Эти малые отряды и начинали грабить, отступая назад.

   Как средство борьбы с тактикой кочевников всегда использовалась линия сплошной обороны в виде валов и крепостей с гарнизонами, несущими постоянную сторожевую службу..."

   "...Линия представляла собой сплошной высокий земляной вал и глубокий ров реданного очертания. Строили линию казаки и крестьяне Слободской Украины и Малороссии. Каждые 100 дворов посылали на строительство 10 человек и снаряжали фуру: воз, тягловую силу, орудия труда и продукты питания.

   Работали на линии безвозмездно. В 1731 году на сооружение линии левобережные полки послали на строительство 20 тысяч казаков и 10 тысяч крестьян из войсковых и ратушных сел и владений помещиков и духовенства. Длина Украинской линии достигала более 285 км. На линии было сооружено 16 крепостей и 49 редутов. Крепости были расположены одна от одной на расстоянии 20-30 верст..."

  Ров Украинской укрепленной линии
Реданный вал Украинской укреплённой линии
Реданный вал Украинской укреплённой линии
Реданный вал Украинской укреплённой линии

  

Организатор:

+38 095 442 12 16
+38 096 195 06 69
Татьяна


Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня

Поход выходного дня