|
|
Однодневная пешая прогулка.
Протяженность активной части – 12,5 км, из них:
-
твердое покрытие (асфальт, улицы села) – 3,1 км;
-
грунтовые дороги и пешеходные тропы – 6,1 км;
-
бездорожье (целинная степь, негустой лес) – 2,5 км;
- пашня – 0,8 км.
Суммарный набор/сброс высоты – 75/90 м. |
План путешествия:
-
Собираемся на автовокзале в 8:10. Наша маршрутка отправляется в 8:25 и везет нас 1 час 40 мин.*
-
После прибытия к старту активной части маршрута, пройдя около 1 км, выходим на гребень реданного вала Украинской укрепленной линии. В этом месте земляной вал, ров, многочисленные реданы некогда грандиозного (реданный вал протяженностью 285 км от Дніпроа до Северского Донца с 17 крепостями и 40 редутами был построен в 1733-1735 годах и оградил Малороссию и Слобожанщину от регулярных опустошительных набегов Ногайской Орды) фортификационного сооружения сохранились весьма неплохо. На гребне вала, в тени старой груши – удлиненный привал (15-20 мин.), с видом на «дикое поле».
-
Следующие 6 км (2-2,5 часа пути) пройдём вдоль «подножия» Кленовой горы и по гребню реданного вала. Ожидает нас также вершина Кленовой горы. На этом этапе присутствуют несложный рельеф и значительные участки бездорожья – травяные склоны, негустой лес, пашня вдоль лесополосы.
-
После Кленовой горы спускаемся к реке Орель, где на уютной полянке с хорошим пляжем устаиваем большой ( 2,5-3 часа) обеденный привал с горячим чаем.
-
Отдохнув и перекусив, минуя бездорожье, идем оставшиеся 5-6 км до маршрутки, которая увозит нас в Дніпро. Подходящие нам рейсы – 16:35, 17:10, 17:30. Время в пути около 1,5 часов.
*Летом, избегая жары, лучше выехать РАНЬШЕ (рейс в 6:00, собираемся на автовокзале в 5:45) и увеличить обеденный привал с пляжем до 4-4,5 часов.
Весной, осенью и зимой, а также летом, когда погода "непляжная", можно воспользоваться удлиненным вариантом этого маршрута. В осеннем варианте дистанция увеличена на 7 км, но сокращено время обеденного привала - до 1-2 часов.
В стоимость входит:
- организационные расходы;
- работа инструктора-проводника на маршруте;
- групповое Спорядження;
- краеведческое сопровождение;
- свежезаваренный чай во время обеденного привала.
В стоимость НЕ входит:
- проезд к началу активной части маршрута и обратно (всего около 90 грн.);
- питание на маршруте (каждый участник сам себе берет из дому перекус);
- личное Спорядження.
Полезно:
"...Со второй половины XVI столетия с перекочевкой в северное Причерноморье и вхождение в состав Крымского Ханства Ногайской орды разбойные нападения на южные земли России усилились и достигли масштабов стихийного бедствия. Борьба с татарами усложнялась, так как главным фактором тактики разбойных нападений были внезапность и быстрота, которые обеспечивались высокой подвижностью конных татарских отрядов. Для обеспечения этой подвижности каждый татарин имел от 3 до 5 коней, которые менял на полном скаку, экипировка и вооружение были легкими: лук с колчаном на 18-20 стрел, нож, легкая одежда, несколько ремней и веревок, кожаное ведро для воды. В кожаном мешке немного толокна (ячменной и просяной крупы), небольшой запас поджаренного теста (типа сухарей), на каждую десятку воинов брался котел для варки конины.
Первым главным этапом нападения было быстрое, незаметное углубление в территорию минуя сторожевые укрепления и избегая боевых столкновений. С этой целью войско делилось на три части: на головную, называемую "кошем" и фланговые "крылья". Войско мчалось на прорыв день и ночь, останавливаясь не более чем на час для кормления и водопоя коней. Пройдя до 300 км от границы, войско разворачивалось и отступало назад. Кош отступал в том же порядке, а фланговые части отдалялись и рассыпались на мелкие отряды - чамбулы. Эти малые отряды и начинали грабить, отступая назад.
Как средство борьбы с тактикой кочевников всегда использовалась линия сплошной обороны в виде валов и крепостей с гарнизонами, несущими постоянную сторожевую службу..."
"...Линия представляла собой сплошной высокий земляной вал и глубокий ров реданного очертания. Строили линию казаки и крестьяне Слободской Украины и Малороссии. Каждые 100 дворов посылали на строительство 10 человек и снаряжали фуру: воз, тягловую силу, орудия труда и продукты питания.
Работали на линии безвозмездно. В 1731 году на сооружение линии левобережные полки послали на строительство 20 тысяч казаков и 10 тысяч крестьян из войсковых и ратушных сел и владений помещиков и духовенства. Длина Украинской линии достигала более 285 км. На линии было сооружено 16 крепостей и 49 редутов. Крепости были расположены одна от одной на расстоянии 20-30 верст..." |
|
|
|
|
Организатор:
+38 050 201 54 72
+38 098 361 21 50
Дмитрий
|